Сын уже подрос. Он требует не называть его малышом и солнышком. Деловито здоровается за руку со всеми мужчинами, как и подобает взрослому. Чего уж там, вчерашний карапуз готовится к мужской инициации — по–казахски сундет, или обрезание крайней плоти.
Предстоящее событие вызывает у родителей гордость, а вместе с ней и множество опасений — не спешат ли они, тому ли доктору доверили ребенка, не опасно ли это…
Убеждения и показания
Обрезание крайней плоти — важная составляющая некоторых религий на протяжении многих веков. Традиция восходит к третьему тысячелетию до нашей эры.
Первые упоминания об этом обряде присутствуют в источниках письменности Древнего Египта. Согласно дошедшей до нас информации, обрезание части тела заменяло собой классическое жертвоприношение: человек оставался жив и не впадал в немилость богов.
Также исторически сложилось, что обрезавшие крайнюю плоть мальчики и взрослые мужчины считались достаточно зрелыми для того, чтобы отвечать за свои действия и быть принятыми в религиозную общину. Этой традиции придерживаются евреи и мусульмане, а также приверженцы некоторых аутентичных африканских верований.
Так, евреи проводят „брит мила” практически сразу после рождения ребенка, африканцы — подросткам, многие мусульмане — по достижении ребенком трех, пяти или семи лет. Не запрещен сундет и в более позднем возрасте.
Подробнее о религиозном обряде мы напишем в одном из следующих номеров журнала, а сейчас остановимся на медицинских аспектах вопроса.
На латыни процедура называется „циркумцизия” и назначается при некоторых заболеваниях мочеполовой системы. В первую очередь это фимоз — сужение крайней плоти, при котором больной не может нормально мочиться: мочеиспускание затруднено и болезненно, иногда с кровью. Фимоз — довольно распространенная патология, чаще всего встречающаяся в детском возрасте, когда половой орган еще не до конца сформирован: мешок крайней плоти не всегда открывается, чтобы обнажить головку перед актом мочеиспускания.
Интимная гигиена является второй причиной положительного отношения врачей к обрезанию. В крайней плоти множество складок и внутренних карманов, в которых может скапливаться моча, что способствует созданию благоприятной среды для развития болезнетворных бактерий. Обрезанным мальчикам же соблюдать гигиену намного проще. Возраст проведения обрезания при фимозе или с целью улучшения интимной гигиены не ограничен.
Чтобы быстро и не больно
Поскольку обрезание в Казахстане — это, прежде всего, дань религиозным традициям, то на протяжении многих лет процедуру проводил мулла в мечети. Многие взрослые мужчины — папы сегодняшних мальчуганов, готовящихся к сундету, — были обрезаны именно так. И поэтому, пережив эту процедуру без обезболивания, они спокойно относятся к обрезанию в клинике.
Медицина шагнула настолько далеко, что на современном этапе проведение любых урологических манипуляций проходит быстро и абсолютно безболезненно. Операция обрезания крайней плоти длится от пятнадцати до тридцати минут. Для проведения циркумцизии предусмотрен целый ряд анестетиков в виде спреев и инъекций. Практикуется обезболивание или только крайней плоти, или совместно с корнем полового члена.
Болевое ощущение может возникнуть разве что при первом уколе. Но и оно сведено к минимуму благодаря иглам специального размера. Обычно боль носит чисто психологический характер. Дети боятся уколов и врачей в белых халатах. Поэтому, конечно же, слезы при обрезании — явление нередкое.
Радует, что большинство детских хирургов–урологов умеют найти подход к маленьким пациентам и успокоить их. Мальчик станет взрослым мужчиной только завтра, а сегодня можно его пожалеть, прибегнув к различным хитростям.
Например, один алматинский хирург, специализирующийся на обрезании, обрабатывая шов йодом, всегда говорит: „А теперь, парень, добавим немного шоколада!”
Вопрос выбора врача, который будет проводить ребенку обрезание, является первостепенным. Ценится не только его подход к детям, но, прежде всего, наличие медицинского образования, опыта в данной сфере и всего необходимого инструментария.
Эту услугу сегодня предлагают множество медицинских центров, но те родители, которые руководствуются принципом „хороший врач не будет работать в плохой клинике”, советуют выбирать именно врача, а не медицинское учреждение. Как правило, в данном вопросе играют роль рекомендации друзей и знакомых, а также критерии быстроты операции и отсутствия болезненных ощущений.
Выбор метода и подготовка
Насторожить родителей должен врач, который не проводит никакой диагностики здоровья ребенка перед обрезанием крайней плоти. Прежде всего, специалист должен собрать анамнез — узнать, какие заболевания перенес ребенок, есть ли у него аллергия на лекарственные средства.
Многие привыкли относиться к подобным вопросам врача как к дежурным, на деле же от ответов на них зависит здоровье, а иногда и жизнь детей. Такие анестетики, как новокаин и лидокаин, являются аллергоопасными препаратами: они не представляют никакой опасности для подавляющего большинства взрослых, но для ребенка, страдающего аллергией, могут быть губительны.
Если аллергия уже была выявлена, врач должен отправить маленького пациента к специалисту для определения аллергенов и получения его рекомендации относительно выбора анестезии. Если же аллергии нет и никогда не было, необходимо сделать подкожные пробы обезболивающего препарата.
В медицине существует понятие „смерть на кончике иглы”: если аллергия есть, а родители об этом не знают, при внутривенном или внутримышечном введении буквально 0,1 мл лекарства, то есть одной–двух капель, может случиться анафилактический шок, который способен привести к смерти пациента. Подкожные пробы занимают не более получаса.
Существует несколько методик выполнения обрезания крайней плоти, принципиально они делятся на две группы —
классическое обрезание с помощью скальпеля и бескровная операция лазером. Четких показаний к определенному методу нет, обычно это сугубо личный выбор как хирурга, так и самого пациента или его родителей.
Если циркумцизия проводится из религиозных побуждений, то вернее использовать классический метод, поскольку сундет в исламе должен сопровождаться актом кровопускания. Впрочем, кровопотери при такой операции минимальны, пяти—десяти граммов крови уже достаточно, чтобы символическое значение, заложенное в процедуре, было сохранено.
Кровотечение при обрезании останавливают, накладывая швы, либо бесшовным методом — с помощью специального зажима, позволяющего придавать головке полового члена различные формы.
Уход после операции
Через тридцать сорок минут после операции могут возникнуть болезненные ощущения. Их очень легко купировать приемом анальгетиков. На следующий день мальчик даже и не вспомнит о боли.
Ранка после циркумцизии заживает на седьмой–десятый день после операции. В этот период болеть у ребенка ничего не должно, поэтому и обезболивание не требуется. А вот личная гигиена важна. Шов нужно обрабатывать ватными тампонами, смоченными перекисью водорода, а в некоторых случаях зеленкой или йодом.
Процедура проводится дважды в день и предотвращает воспаление, вторичное заживление раны и расхождение швов. Как правило, швы накладывают кетгутом, поэтому снимать их не нужно: они рассосутся самостоятельно на девятые–десятые сутки после обрезания.
Есть специальные трусики для детей в послеоперационный период. Они снабжены защитным колпачком, препятствующим контакту ранки с одеждой.
Однако, как уверяют врачи, их ношение вовсе не обязательно. Если мальчик две недели будет воздерживаться от подвижных игр, то ничего, кроме гордости и ощущения собственной „взрослости”, обрезание у него не вызовет.
Текст: Екатерина Фигурская