Обряд «Бесік тойы» (Укладывание ребенка в колыбель)
Обряд «Бесік тойы» (Укладывание ребенка в колыбель)

Казахская колыбель — бесiк— необыкновенно простая в использовании и удобная при кочевом образе жизни. Колыбель изготавливалась из ивы, а боковые части (изголовье и подножье) делались из бересты.

С древних времен сложилось поверье, что в жилищах людей водится нечистая сила, приносящая вред человеку. Поэтому, перед тем, как ребенка внести в комнату и положить в колыбель, проводился обряд “аластау” – очищение комнаты ребенка и колыбели от всякой нечисти.

“Алас” – ночной свет, священный огонь.

Старики рассказывают, что выполняла этот обряд самая уважаемая в ауле женщина, обладающая положительными качествами характера. Ей подавали металлическое блюдце, в котором на угольках кизяка дымилась сера, козий или бараний жир или трава адраспан. Женщина с этим блюдом обходила и окуривала комнату (юрту), колыбель ребенка со словами, изгоняющими злых духов, призывающими здоровье и добро к ребенку:

Алас, алас, аласы,

Келді, міне, баласы,

Кош, кош, пәлесі,

Алас, алас, алас.

Тілі жаманның тілінен алас,

Коз жаманның козінен алас.

Отыз омыртқасынан алас,

Қырық қабырғасынан алас,

Алас, алас, аласы,

Келді, міне, баласы.

Священный огонь, священный огонь, священный огонь.

Вот пришел ребенок.

Приветствую, приветствую священный огонь.

Священный огонь, спаси от плохого языка,

Чтоб не сглазили, чтобы не болел ребенок, не было сплетен,

Чтоб ребенок был сильным.

Под подушку клали зеркальце и расческу с пожеланием, чтоб был красивым, пригожим, ножницы – мастером своего дела. На поперечную перекладину подвешивали амулет от сглаза. Родители подносили ребенка и, уважаемая женщина укладывала его в колыбель, завязывала две завязки – “бау”, накрывая семью вещами:

Одеялом, чтобы сон младенца был здоровым и ему было тепло – “Уйуын мошектей болсын”;

Чапаном, чтобы был уважаемым в народе – “Жамбалдың жасын берсен, Чоканның басын берсін” (Проживи столько лет, сколько прожил Джамбул, имей такую умную голову, как у Чокана Валиханова);

Шубой и попоной – чтобы был богатым и состоятельным;

Сверху клалась узда, чтобы быстро вырос;

Кебенек и ногайку, чтобы стал защитником интересов своего народа. “Кобландай батыр бол, камчага адай тол!” – “Будь батыром как Кобланды, дорасти скорей до камчи!”

За проведение обряда “Укладывание ребенка в колыбель” женщина получала в подарок отрез на платье или красивый платок. Праздник сопровождался угощением, песнями, играми, шуточными развлечениями, например, “Тыштыма”. На праздник пекли специальные мучные шарики, которые назывались “тыштыма”, перемешивая их с куртом (кусочками соленого творога), конфетами, складывали в кулечки. Женщина, которая укладывала ребенка в колыбель, подавала кулечки людям и спрашивала: “Тыштыма?” Если человек отвечал: “Тышты!” – получал угощение.

После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров. Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени.