20 ноября этого года по приглашению представителей АО «НИТ» я принял участие в демонстрации рабочего образца системы электронного обучения, так называемой системы e-Learning. Демонстрация происходила в алматинской школе гимназии номер 39. Насколько я понял из диалогов спикерови собственно из самой презентации, данная школа является одним из самых активных участников данной системы.
Когда я думаю об elearning я невольно вспоминаю времена бурного роста стартапов-сайтов года два три назад. На моей памяти есть около двух трех стартапов которые пытались внедряться в школах и позволяли вести электронные дневники, составлять электронное расписание и поддерживали отправку уведомлений об оценках по смс. Тогда им было очень трудно: не было поддержки от государства, все договоры велись с бюрократичными руководителями школ и лицеев. Несмотря на это, они внедрялись, где-то работали, где-то нет. И вдруг в один момент я потерял их всех из виду. И в то же время на мои глаза попалось создание новой системы, инициатива которой исходила именно от государства. Ее назвали «Система электронного обучения» и проектным интегратором (то есть исполнителем) был выбран АО «НИТ».
Давайте же посмотрим поближе, что это за система и какие возможности она имеет. Начнем с самого начала — есть веб ресурс e.edu.kz на котором зарегистрированы все школы Казахстана которые подключены к системе электронного обучения. Стоит отметить что таких школ на данный момент не так уж и мало (из 8200 школ Казахстана к системе подключены 1100 школ (из них 400 сельские), к 2020 году планируется подключить 90 процентов школ Казахстана). К каждой школе привязаны аккаунты завучей (заведующий учебной частью), учителей и учеников. У каждого есть свой логин и пароль для входа в систему. Соответственно у каждого типа пользователей разные права доступа. Все как на какой нибудь блог-плафторме =)
У аккаунта завуча есть такие права как — создание новых аккаунтов учителей и учеников, создание новых классов, наполнение их учениками, создание расписания на текущий учебный период. Выступивший на презентации завуч школы указал удобность составления расписания именно электронным способом, в системе сразу видны конфликты с недостающими кабинетами, либо учителями или классами, которых по ошибке поставили в одно время на разные уроки.
У аккаунта учителя есть права — создание уроков, назначение домашних заданий определенным ученикам (доступны три категории домашних заданий, для трех типов успевающих учеников), выставление оценок (из минусов: не увидел выставление двух оценок за один урок, к примеру вдруг это было сочинение и нужно выставить две оценки, за грамматику и за содержание), ведение журнала посещения (с возможностью указать причины пропусков, либо опозданий на уроки). Хорошим бонусом является что в конце четверти, средняя оценка для каждого ученика предлагается автоматически, и учитель может согласиться и выставить ее, либо дать дополнительные задания ученику, чтобы он подтянул свою оценку.
У аккаунта ученика есть возможность просматривать свои оценки, домашние задания назначенные учителем, просматривать опубликованное расписание. Такие же права доступа есть и у аккаунта родителей учеников. В настройках каждый родитель может установить свой емейл и номер телефона для получения уведомлений о получении новых оценок или назначения домашних заданий.
Все эти три типа пользователей имеют доступ к электронной бибилиотеке. Электронная библиотека представляет собой сборник учебников в электронном и что самое главное интерактивном виде. Интерактив подразумевает под собой три части привязанные к одному уроку: первая часть — теоретическая часть, в виде текста, видео и аудио в котором наглядно рассказывается теоретические материалы по данному уроку; вторая часть — практическая, в которой ученику предлагается овтетить на вопросы, решить задачи; третья часть — тестирование, ученику дается определенное время на прохождение теста, согласно данному уроку. Учителя и ученики могут добавлять в избранное материалы, которые им хотелось бы изучить в дальнейшем. Удобность этой библиотеки в том, что ученик пропустивший занятие мог сам на дому прочесть урок и выполнить все задания. Один из основных минусов — нехватка материалов и учебников в данной библиотеке. Мы сами понимаем что для того чтобы сделать интерактивные уроки по боьштнству предметов понадобится не один год. Учителя поделились с нами о том, что даже существующий материал бывает не полным, к примеру по истории Казахстана не хватает уроков по нескольким векам.
Также нам рассказали что в середине года был проведен медиа тренинг совместно с компанией Adobe для всех учителей и учеников желающих создать свои интерактивные материалы. Там было создано несколько интерактивных приложений, которые используются на уроках. Что странно, нам показали как легко и просто можно создавать мобильные прифложения для планшетов, показали несколько кейсов, созданных учениками. На деле же, я уверен, не все так просто.
Как нас уверили представители АО «НИТ» система на постоянной основе обновляется и модернизируется. Для удобства учителей и всех пользователей системы доступны обучающие пособие по данной системе, которые также обновляются при каждом нововведении системы. Также было отмечено упрощения сдачи отчетностей в Министерство Образования. Если раньше в школы риходили телефонограммы с тем или иным запросом, теперь же Министерство Образование само может видеть текущую картину по той или иной школе в разрезе необходимых им данных.
Развитие системы представители АО «НИТ» видят как расширение функционала системы до внутренних социальных сетей для школ с возможностью создание тем обсуждения, ведения рейтингов учеников и учителей. Также мною был задан вопрос о создании мобильных версий системы для популярных мобильных ОС, на что мне ответили, что такие планы конечно есть, но к сожалению конкретных сроков не назвали. Из поднятых вопросов со стороны диретора также прозвучало что им не хватает еще одного рабочего места для данной системы. При установке ее в школах, дополнительно выделяется два рабочих места — лаборант и системный администратор. Директор школы попросила представителей МОН РК чтобы они выделили еще одну штатную единицу — завуча электронного обучения. Услышит ли МОН РК эту просьбу пока неясно. От учителей же прозвучал вопрос и предложение об отмене бумажного ведения учета — журналов, таблиц, так как сейчас учителя выполняют двойную работу: заполняют и электронные и бумажные версии журналов и средств учета. Представители АО «НИТ» уверили нас, что поднимали эту тему в Министерстве Образования и возможно придут к какому нибудь решению в ближайшем будущем.
Что же хочется сказать напоследок от себя — да, система хороша и интересна. Возможно хромает иногда исполнение и возникновение всевозможных ошибок во время работы системы, но при должном уровне слежения за качеством, думаю эти минусы можно решить. У меня у самого мама преподаватель, и я знаю как это сложно заполнять многочисленные бумаги и отчеты, плюс к этому если и прибавится заполнение электронных журналов. В целом поддерживаю возможность отмены бумажного ведения документооборота при полном внедрении системы электронного обучения. Что касатеся недавних новостей о расторжении контракта АО «НИТ» и Министерства Образования, думаю в этом есть определенные причины, но система, я надеюсь будет работать и развиваться дальше и с другим выбранным системынм интегратором. Верю ли я в светлое будущее системы e-Learning? Определенно, да, просто нужно смотреть более внимательно ко всем исполнителям имеющим отношение к данной системе.