Одна горячо любимая мной девушка настойчиво интересуется, чегой-то ее горячо любимый мальчик почти_двух_лет_отроду начал регулярно истерить, если что не по его в этом мире происходит.
Рассказываю об одном из вариантов ответа на этот вопрос (наиболее вероятным потому, что я этого мальчика лично знаю)
Отвечаю публично потому, что все нижеописанное, на мой взгляд, характерно для большинства детей этого возраста, вдруг кому пригодится.
Два годочка — это возраст серьезный. Некий переход на другой уровень.
«Включается» та самая символическая функция мышления, про которую я я диплом писала(ах..как жеж приятно самой себе напоминать об этом… пожалуй, буду эту ссылку в каждый пост совать :)))
Суть этих изменений можно описать в очень примитивном виде примерно так: раньше ребенок смотрел на предмет, и видел перед собой этот предмет, а теперь у него появились его собственные замыслы. Он смотрит на предмет №1, а придумывает (не осознавая этого), как будто бы это предмет №2.
Проблема общения мамы и малыша в это время заключается в том, что мама не всегда понимает, чего там, в воображении ребенка, на месте этого предмета родилось. А ребенок ещё не может толком объяснить.
Более того, он ещё не может разделять физический мир и психический.
Кроме того, он абсолютно и глобально уверен, что все люди вокруг думают и чувствуют точно также как он.
Если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что множество взрослых людей, увы, так и остаются на этом уровне развития.
И вот это смешение образов и реальности дает множество эпизодов — ребенок чего-то хочет, а мама считывает «внешние» вещи, и угадать, чего там на самом деле у него бурлит в новорожденном воображаемом поле, не всегда получается.
Практически все истерики двухлетки, в которых звучит «сделали не так, как я хочу, и я теперь визжу как оскорбленный в лучших чувствах» — про это.
Сценарий разворачивания «истерик» в этот период прост (опять же очень-очень примитивно) : ребенок видит палочку, которая лежит на досточке . И у него выплывает образ, к примеру, как будто это кроватка и детка спит.
Мама видит палочку на дощечке. И она о ней говорит, она с ней действует (а то и выкинуть пытается) или сама придумывает какие-то свои образы и начинает с ребенком играть — а ребенок возмущен. «Мама, ты обалдела что ли??? У меня-то это ребенок спит, ты его разбудила, ты что вообще!!!»
Он все это не говорит, он не считает вообще нужным это говорить — для него совершенно очевидно, что мама «не так» действует с этим существом, нехорошая женщина, не понятно, как так можно.
Он верещит, а мама понять не может, что происходит.
Чего делать?
Спокойствие, только спокойствие. Помнить, что это такой период, и он пройдет. Это раз.
Побольше действий в воображаемом поле. Это два.
Ту же палочку можно взять и спросить у нее — «Ты кто?»
Общаться в стиле «мамы — феи».
Все это развивает символическую функцию мышления, и ребенок быстрее начинает «овладевать» своим воображением и разграничивать реальность и собственные образы.
Главное, не попортить в этот период отношения своим раздражением или наказаниями, иначе это поведение может закрепиться как нормальное.
И ребенок утащит эти истерики в следующий возраст, а там уже будет другая песня.
Вот.
Комментарии закрыты.